читать дальше
American McGee’s Alice
Когда-нибудь это происходит с каждым. Кажущееся монолитным счастье разбивается о каменный кулак настоящего горя, рассыпаясь невидимой стеклянной пылью. Яркая радуга стекает с небес, образуя вонючую грязную лужу, кишащую головастиками-мутантами. А пушистый белый кролик со взглядом психопата становится проводником в мир зла, насилия и лжи.
В принципе, довести до абсурда можно всё, что угодно, — нестандартное применение найдётся даже штопору для бутылочки с ярлыком «Выпей меня». Что уж говорить о сказке, которая изначально не попадала ни под какие критерии «нормальности».
«Алису в Стране Чудес» и «Алису в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла всегда принимали как довольно странное и не совсем детское произведение. «Алису», принадлежащую виртуальному перу Американа Макги, в этом плане классифицировать легче — на первый взгляд, это взрослая артхаусная шизофрения в густом псилоцибиновом соусе. «Грибная» тема вообще беззастенчиво машет коническими шляпками с самого первого уровня, приглашая в увлекательное приключение по дичайшим локациям без формы и логики. Да, в двухтысячном году Алиса повзрослела. Теперь это девочка со взглядом волчицы, пациентка психиатрической лечебницы, сирота, чьи родители превратились в горсть пепла вместе со сгоревшим домом. И если её первое путешествие в Страну Чудес оставило хоть немного приятных воспоминаний, то новые события загнали в такие глубины ада, откуда сам Дьявол бежал бы, поджав подрагивающий хвост.Американ Макги знал, чем зацепить общественность. На движке Quake 3 Arena была выстроена безумная вселенная, в безумную вселенную заброшена девочка, девочке в руки для начала был дан кухонный нож, а кухонным ножом оказалось очень удобно потрошить карточную стражу. Дальше по возрастающей: смертоносная колода карт, электрический крокетный молоток, демонические кости, жезл Бармаглота... Убойная сила оружия растёт, порождения зазеркального разума атакуют окровавленную героиню, лестницы и двери ведут в никуда и появляются из ниоткуда, стены не всегда есть стены, а проходы не всегда есть проходы. Кстати, как вы думаете, смертны ли Белый Кролик и Чеширский Кот?
Алиса-убийца в Стране Зла забыла своё английское происхождение и врождённую рассудительность. Ситуативный юмор исчез, на смену ему пришли едкая палитра окружающего мира и злобные карикатурные персонажи. Прежняя Алиса умерла на больничной койке, вложив своё когда-то доброе сердце в руки сумасшедших патологоанатомов.
Я сейчас скажу кощунственную вещь, но «Алиса Макги» — не феномен. Она не хуже и не лучше литературного источника, она просто другая. Прямая как шпала, с прогрессирующим отрывом от реальности, в определенный момент дающая понять, что авторы всё-таки ничего не курили, не ели и не вводили внутривенно. Палку сознательно перегнули, напылив псевдофилософскую патетику Чеширского Кота на залихватскую мясорубку в стиле бей-круши-беги. Слишком явственно торчат пушистые уши Белого Кролика из сундучка с надписью «Съешь меня» — слишком явственно для того, чтобы верить написанному.
Хитрый Американ Макги удачно попал в струю. В нужное время и в нужном месте он сделал «тот самый продукт» для неизбалованной аудитории. Эксперименты с сознанием игрока в начале нынешнего века ещё были в новинку, а качественный глум над классикой всегда прокатывал на ура у любой аудитории. Именно о такой Алисе мечтало большинство детей и взрослых планеты Земля: безапелляционной, решительной и с колюще-режущим предметом в правой руке.
Итог: впрочем, может быть, мне всё это просто кажется, а «Алиса МакГи» на самом деле — шедевр игростроя на все времена. Ведь Белый Кролик крайне подлое животное: никогда не знаешь, куда он тебя приведёт и чем запудрит мозги...
Alice: Madness Returns
Действие игры, как и её предшественницы American McGee’s Alice, разворачивается во второй половине XIX века. По сюжету, 11 ноября 1863 года в доме маленькой девочки Алисы Лидделл и её семьи случился пожар. Родители и старшая сестра Элизабет сгорели, сама Алиса выжила, получив при этом эмоциональную травму, и, по версии врачей, заболела кататонией. В гибели родителей Алиса считала виновной себя. Девочка была отправлена в психиатрическую лечебницу Ратледж, где провела около десяти лет. В течение этого времени Алиса сумела мысленно проникнуть в Страну чудес и разобраться в себе, уничтожив Червонную Королеву.
События второй игры происходят в 1875 году, почти сразу после концовки первой.Победа над Червонной королевой не принесла покоя Алисе, до сих пор помнящей ту роковую ночь и винящей себя в гибели близких. «Я освобожу тебя. Память — не дар, а проклятие», — говорит Ангус Бамби, попечитель сиротского приюта и психиатр, наблюдающий ее после выписки из больницы. Его метод подкупает мнимой простотой и логичностью. Погрузив пациента в состояние гипнотического сна, он заставляет того забыть все ненужное. Дети легко поддаются влиянию. Алисе скоро двадцать. Она мечтает очистить мозги и избавиться от страданий, но что-то глубоко внутри нее не дает порвать с прошлым. И это что-то — Страна Чудес.
Каждая из шести глав Alice: Madness Returns начинается в Лондоне второй половины XIX века. Гуляя по его улицам, немудрено впасть в депрессию или спятить — вокруг грязь, нищета, убожество и жестокость. От маразматика-юриста и сиделки (той самой, что когда-то вымогала у нас деньги) ничего хорошего не ждешь, но даже няня пала так низко, что работает «мамашей» в борделе. А посмотрите на эти отвратительные рожи! Сбежать бы отсюда побыстрее… И мало-помалу Алиса проваливается в бред.
…Где ее, конечно, встречает старый знакомый — Чеширский Кот. В Стране Чудес новый властелин, и порядки нынче ничуть не лучше, чем те, что были во времена Червонной королевы.
бонус
Прослушать или скачать Shinedown Her Name Is Alice бесплатно на Простоплеер